Размышления о новой кинологии (часть 4)

Пройдемся по разделу новой кинологии «обучение или тренировка». Не понятен смысл этого словосочетания. Обучение (дрессировка) – выработка у собаки определенных навыков (привычек), необходимых для управления ее поведением и использования на какой-либо работе (В.Н.Зубко, 1987); тренировка – повторение пройденного и проводится с целью сохранения в памяти собаки навыков, выработанных у нее в процессе дрессировки, и совершенствования их (В.Н.Зубко, 1987). Так все таки обучение или тренировка?

Согласен с автором, что «для обучения выполнению новых команд и действий требуется время, т.к. процесс обучения предполагает перестройку нервных соединений в мозге». Я бы добавил еще, что все действия с собакой следует совершать, исходя из двух правил народной мудрости: «не навреди» и «от простого к сложному».

Высказывание насчет того, что «эта перестройка может осуществляться только тогда, когда собака спокойна, сосредоточена, мотивирована для того, чтобы выучить что-то новое», если отбросить научные трактовки насчет перестройки и мотивирования, очень напоминает содержание старых, «негуманных» учебников и пособий по воспитанию и дрессировке собак в разделах «Правила дрессировки». Если не лень, найдите и почитайте таких авторов, как А.П. Мазовер, В.Н. Зубко, Ф.С. Арасланов и других. Рекомендую со всей ответственностью.

Безусловно, крепкие и хорошие отношения между хозяином и собакой необходимы для нормальной жизни и плодотворной работы и автор совершенно верно утверждает, что «одним из сильных факторов мотивации является хорошее отношение с хозяином, т.к. социальные животные учатся тому, что необходимо им для жизни в семье и т.д.». Хочу еще раз напомнить, что одним из основных разделов темы общего курса дрессировки в старых, «негуманных» учебниках и пособиях является раздел «Установление правильного контакта между дрессировщиком и собакой».

 

Да, собакам «нравится обучение, потому что это один из видов социального контакта с хозяином», но почему автор уверен, что «ненасильственное обучение – единственный способ обучения?» и что этот способ подходит абсолютно любой собаке? Неужели при необходимости (исходя из требований службы или характера собаки) дрессировщик не может использовать и другие, менее «популярные» способы, повторюсь – в разумных пределах?

Какой чудный аромат!

Да, «любой живой организм может эффективно учиться только в спокойной обстановке. Это условие определяется его биологией: стресс от наказаний и суеты на учебно-дрессировочной площадке блокирует умственные способности, и собака отказывается работать». Но в каждом старом, «негуманном» пособии или учебнике по воспитанию и дрессировке собак черным по белому указывается, что первоначальные упражнения по обучению собаки чему-либо должны проводится в спокойной, привычной обстановке, без различных отвлекающих раздражителей.

А занятия на учебно-дрессировочной площадке в присутствии других собак проводятся уже потом, после крепкого и уверенного овладения собакой навыками первоначальной подготовке. И только потом (постепенно!) вводятся различные упражнения в усложненных условиях, которые далеко не всегда предусматривают мягкое обращения с собакой. А чего же вы хотите, господа «гуманисты»?

 

Чтобы вокруг собачки постоянно летали ангелы и благоухали розы? Никогда этого не будет в нашем «развитом и гуманном» обществе!!! Да, «собака может помнить и с удовольствием выполнять команды, которые она хорошо поняла и выучила с радостью, «вбитые» команды ассоциируются с неприятным состоянием, и в будущем собака будет избегать их выполнения. Хозяину придется снова и снова повторять обучение».

Но, уверяю вас, далеко не всего может собака достичь при помощи удовольствия и радости, кое-какие приемы (я имею ввиду специальные, например, обучение собаки защите хозяина от нападения злоумышленника) включают в себя достаточно мало удовольствия и радости для собаки. И если собака будет стараться в будущем избегать выполнения этих приемов, то стоит задуматься, нужна ли она вам, например, в качестве защитника или охранника?

 

Не надо, повторюсь, категорично относиться к определенным моментам воспитания и дрессировки и все обобщать! Согласен, что «радостное обучение ведет к укреплению социального контакта с хозяином и способствует развитию умственных способностей (скорее, по моему, способностей к обучению) собаки, а также необходимых для жизни навыков». Только вот жизнь наша – далеко не одна сплошная радость и идиллия, и это обстоятельство необходимо учитывать в первую очередь в процессе воспитания и дрессировки собаки.

 

Но вот с чем совершенно не согласен, так это с тем, что «даже кратковременное наказание, например, короткий рывок за поводок(!), вызывает у собаки выброс адреналина, который воздействует на собаку довольно продолжительное время, независимо от того, похвалят ли ее сразу за наказанием или нет». Ну, уж если короткий рывок за поводок считать наказанием, пусть даже кратковременным, тут уж извините!

 

А не может не заострять свое внимание на такой мелочи и не называть эти действия коррекцией, а просто — управлением действиями собаки при помощи поводка? Сразу же отмечу, что сила рывка обязательно должна соответствовать возрасту собаки, степени ее физического развития, ее весу, ее характеру и темпераменту! И совсем не нужно рвать за поводок так, чтобы собака при этом отрывалась от земли, сверкая в воздухе всеми четырьмя лапами!

 

Все хорошо в меру! Если при рывке за поводок собака будет «летать», в ее организме обязательно произойдет выброс адреналина. А рывок не причинит собаке особой боли, если будет проводиться резко и быстро, и сразу же после принятия правильного положения рядом с хозяином она получит поощрение – уверяю вас, никакого выброса адреналина, а тем более его воздействия продолжительное время на собаку никогда не будет!!!

Да, собака во время тренировки может периодически показывать т.н. «сигналы примирения» (зевать и т.д.), но это вовсе не означает, что «что-то в ваших действиях показалось ей агрессивным». У меня в процессе работы со своей немецкой овчаркой Артой периодически возникали подобные ситуации. И возникали они почему-то именно тогда, когда с моей стороны никакой агрессивности в отношении собаки не применялось. Просто Арта, честно говоря, не особенно сильно любила работать, ей нравилось пофилонить, прикинуться больной и т.д. Так что не надо строить проблемы на ровном месте, господа «гуманисты». Опять же повторюсь – мера и здравый рассудок прежде всего!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *