Брошенные собаки — проблемы социализации (часть 2)

Однако далеко не всегда у собаки есть вариант воспитания в семье хозяина, не всегда начало процесса социализации происходит именно в ней. Это зависит от множества причин – смерть хозяина, неприятие собаки остальными членами семьи или одним из них, отказ или неумение хозяина воспитывать свою собаку, принудительное изъятие собаки у владельца в случае покусов или неадекватного поведения – в этих случаях собаку, как вариант, могут определить в приют.

Существуют и собаки, которые, как было указано выше, вообще никогда не воспитывались в семье хозяина и не имеют ни малейшего представления об ее устройстве и способах функционирования, о том, каким образом происходит взаимодействие ее членов. Они не знали ласки и нежности со стороны хозяина и членов его семьи, когда она была им необходима, они были брошены в окружающий мир и остались с ним практически один на один. Либо это собаки, которые начинали свое воспитание в семье хозяина, освоили в ней азы начальной социализация, но по какой-либо причине этот процесс прервался и собака не может больше оставаться в семье.

Это очень сложные и трагичные случаи, когда собака первоначально уже представляет и знает, как ей действовать, но вдруг данный процесс социализации не получает нормального продолжения. Другая ситуация — собака воспитывалась в девиантной среде и в соответствии с законами и правилам этой среды социализировалась, с успехом приобретая девиантные модели поведения.

Это еще сложнее, так как эти собаки вообще не имеют представления о хозяине и нормальной человеческой семье, нормальных в ней взаимоотношениях. Но вот все эти собаки оказываются в приюте, где будет проходить их дальнейшая промежуточная (приютная) социализация. Если повезет (собаке или будущему новому хозяину?), то срок пребывания в приюте получится для собаки минимальным, ну а если не повезет…

Очевидно, что причины попадания собак в приюты очень разные, но, независимо от обстоятельств, все собаки испытывают похожие чувства тоску, отчаяние, возможную агрессивность по отношению к другим «товарищам по несчастью и обслуживающему персоналу. И как неизбежный результат -нарушение у собаки уже сложившихся функций, которое она может и не преодолеть.

Кроме того, при попадании в приют происходит неизбежное ограничение потока необходимой для собаки информации, к которому она привыкла, прежние жизненные отношения прекратились, новые отношения ещё не сложились (а могут и вообще не сложиться…), и в итоге собакар оказывается в «подвешенном» эмоциональном состоянии. При благоприятном исходе (собаку забирает новый хозяин) это состояние может запечатлеться в личном опыте собаки как весомый деструктивный фактор, и в дальнейшем повлечь за собой весьма плачевные последствия на всю жизнь.

Собаки, содержащиеся в приютах, практически лишены общения с внешним миром, так как они имеют возможность общаться с собаками только из этого же приюта и практически с одним и тем же обслуживающим персоналом. В приютах не существует нормальных взаимоотношений между собаками. И даже если какой-либо усердный волонтер и выведет их за пределы территории, то только на поводке и на короткое время.

Нарушения процесса первичной социализации в раннем возрасте имеют очень серьёзные последствия, когда щенок практически беззащитен, когда ему необходима максимальная ласка и поддержка, любовь и забота для нормального развития. Результат этих нарушений – отклонения в физическом, психическом и умственном развитии, что ставит щенков в будущее неравное положение с другими собаками еще и в этом плане.

В результате процесса так называемой «карантинной» социализации (когда щенок не выходит из дома, проходя курс необходимой вакцинации), в дальнейшем он, как правило, не сумеет быстро и без стрессов приспособиться к условиям уличной среды. В этом случае также возможны различные отклонения, ведущие при несвоевременной реакции хозяина на них к частичному или полному «выпадению» собаки из повседневной жизни.

Щенок слишком активно и эмоционально воспринимает реальность, резкую смену остановки, он совершенно иначе воспринимает окружающий мир и то, что происходит с ним, нежели взрослая собака. В своей жизни щенок не видит, в отличие от взрослых собак, ничего обыденного, каждый день для него преподносит что-то новое, неповторимое.

Только по мере взросления и приближения к взрослой жизни события для него становятся все более привычными и спокойнымио. Щенки еще не знают «взрослой обыденности», вся их жизнь – праздник (при хорошем хозяине), так как их жизненный мир пока еще не включает в себя так называемый «механизм повседневности». Он просто еще не сложился, поскольку еще не освоены многие сферы собачьей жизни.

В связи с этим возникает вопрос, а что может произойти в случае прерывания процесса в юном возрастес, т.е. вдруг прерывается праздничное восприятие? Такое возможно в случае неожиданоого попадания собаки в приют или приемник. В этом случае собака выпадает из привычного окружения, праздничное восприятие действительности резко обрывается.

Окружающая действительность вдруг становится мрачной и серой, очень далекой от праздника. Жизнь вдруг резко становится однообразной, неинтересной и ужасной, вокруг нет привычного окружения, привычных контактов, здесь все собаке незнакомо, все ее настораживает или пугает. В данной ситуации собаке приходится вдруг резко включаться в новую жизнь, которая пытается решить ее судьбу.

Начинается знакомство с новыми людьми и окружением. То есть в этот момент невольного привыкания к новой роли, собаке практически приходится начинать привыкать и начинать жить другой жизнью, которая включает в себя момент ожидания встречи, если повезет, со старым или новым хозяином. А ждать очень тоскливо и непривычно.

Собака в это время переживает резкий психологический момент отсутствия привычного и родного окружения. Но одновременно непроизвольно начинает осваивать новый для нее порядок, так как процесс социализации не может стоять на месте. Постепенно возвращается более менее нормальное самочувствие и мироощущение, хотя и с некоторыми признаками тоски и грусти.

Итак, самое время подвести итоги вышеизложенному. Если вас интересует мое личное мнение, то оно однозначно: при всем моем уважении к частным приютам и неуважении к приемникам посоветую вам одно – брать собаку только в возрасте до 2 месяцев у опытных, проверенных заводчиков и «лепить» ее самому с помощью опытного инструктора. Жалко бездомных собачек? А себя в случае непредвиденных событий, которые могут произойти из-за такой жалости, не жалко?

Данная статья может вызвать у читателей бурю эмоций, как положительных, так и отрицательных, различные мнения, может быть разных мнений или рекомендаций. Очень буду рад взаимному, надеюсь, полезному общению. Пишите, звоните!!!

Дрессировка собак в Минске. Дрессировка собак, социализация, коррекция поведения, воспитание щенков.