Брошенные собаки – проблемы социализации (часть 1)


Начнем с того, что проблема бездомных собак возникала перед обществом всегда, актуальна в настоящее время и, я в этом абсолютно уверен, сохранится в будущем.

Собаки, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения хозяев, существовали, существуют и будут существовать практически в любом обществе: бедном или богатом, примитивном или развитом, так как никто из их владельцев не застрахован от всевозможных рисков, которые могут внезапно возникнуть перед ними.

Однако в настоящее время очень часто мы вынуждены сталкиваться с собаками, которые по различным причинам оказываются брошенными своими хозяевами. Это собаки, которые в лучшем случае оказываются у добрых людей в частных домашних приютах, а в худшем… Это, возможно, те собаки, чьи хозяева отказались от их содержания или не сумели их воспитать, забыли про них, попросту наплевав на свой долг перед «теми, кого приручил».

Такие собаки, в основном, и составляют контингент частных домашних приютов и т.н. приемников для бездомных животных. Если повезет (вопрос – кому?), то их дальнейшим воспитанием будут заниматься новые хозяева.

На мой взгляд, в настоящее время необходимо обратить самое серьезное и пристальное внимание на состояние т.н. приемников для бездомных животных и частных домашних приютов для бездомных собак и на возможные, часто весьма сложные проблемы, с которыми могут столкнуться новые хозяева (о них почему-то «собачьи правозащитники» умалчивают, упиваясь чувством собственного «благородства» — «ах, какие мы добрые, ах какие замечательные люди, взяли собачку в семью, ей там будет так хорошо!!!»).

Увы, не всегда так хорошо, смею вас заверить… Причина возможных проблем может скрываться в том, что собаки, взятые из приютов и распределителей, на некоторое время, а часто и навсегда остаются для новых хозяев, их окружения, да и всего общества в целом все-таки «чужими». После перенесенных мытарств, самого настоящего шока от воспоминаний о приемнике, а иногда и от частного приюта (чего греха таить, «любители» чужих собачек меня, несомненно, поймут), эти собаки не чувствуют себя (хорошо бы, чтобы в первое время в новой семье) нормальными, полноправными членами новой семьи-стаи и окружающего общества.

Они уже до конца не верят людям, один раз обманувшим и предавшим их (хотя большинство собак изо всех сил стараются в это поверить…), боятся вновь оказаться на улице. Такие собаки не ощущают себя полноправными частицами нормальных социальных связей и взаимоотношений. Это является следствием их неправильного воспитания или, возможно, жестокого обращения с ними со стороны прежних хозяев, стрессов, полученных в случае потери и скитания по улицам в поисках хозяина и пищи, попадания в частные приюты и приемники (а как они туда попадают, надеюсь объяснять не надо…) Собака, неожиданно вырванная из привычной жизненной среды (домашнее содержание, любимый хозяин и т.д.) может кардинально поменять свои психологические установки, а в итоге – и манеру поведения.

Все эти факторы неизбежно отразятся на процессе социализации в новой семье у новых хозяев, где все может быть по-другому, совсем не так как в семье предыдущей. Не будем говорить о том, как важен процесс социализации в жизни собаки, а подумаем над тем, что может произойти с собакой, если условия ее социализации на стадии становления или уже сформированные неожиданно резко поменяются? Подумали? Правильно, остается только гадать и предполагать.

Социализация — один из важнейших процессов всей жизни собаки, она помогает ей стать адекватным существом, включенным в полноценные общественные отношения (собака –хозяин -его семья – общество) и обеспечивает ей нормальное социальное функционирование. Социализацию можно считать нормально состоявшейся, если собака гармонично включена в социальные отношения с окружающими людьми, другими собаками и животными, и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя «забитой», ущемленной, выброшенной за пределы общественных связей с хозяином и его окружением (практически как бездомная), способна быть полезной хозяину и вместе с ним преодолевать возможные трудности.

Это возможно только в том случае, если социализация собаки оказалась успешной и проходила в семье любящей и уважающей собаку, так как в случаях, когда социализация собаки проходила без участия человека (бездомной), она «отсоциализируется» совершенно по другому, с уклоном формирования отношений с окружающим миром, где человек – не самое главное, а понятие «хозяин – человек – вожак» и вовсе отсутствует.

Очень серьезные изменения процесс социализации претерпевает у собак, попавших по ой или иной причине в частный приют или приемник. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым собака оказывается в этих местах: потеря хозяина, отказ хозяина от собаки, невозможность реализации хозяином своей главной функции – правильного содержания и воспитания собаки. Все эти случаи ведут к нарушению так называемой «семейной» социализации собаки, которая оказалась на улице или попала в приют или приемник.

Процесс социализации не прекращается в случае попадания собаки на улицу, в частный приют или приемник, он продолжает идти своим естественным путем, но возникает вопрос: каким образом он продолжается, чем отличается от бывшей «семейной», какие последствия имеет для дальнейшей жизни и развития собаки?

Кто-нибудь из вас, уважаемые господа, хоть раз в жизни пытался представить, что испытывает в своей душе собака, неожиданно потерявшая хозяина, оставшись одна в городе, дачном поселке, лесу, поле, наконец под сачком «собаколова» (пардон, служащего, как у булгаковского Шарикова из «Мосочистки»), в кузове автомобиля, обслуживающей так называемое «предприятие» по отлову беспризорных домашних животных, в клетке приемника вместе со своими «коллегами» по несчастью? Если нет, все-таки постарайтесь представить и подумать!!!

Все эти вопросы являются очень серьезными и давайте, отбросив эмоции, попробуем их тщательно проанализировать, по какой возможной схеме может проходить процесс социализации собаки на этапе (назовем его «промежуточным»), начиная с момента потери или попадания в приют (приемник) до момента передачи новому хозяину.

От содержания этого этапа зависит вся дальнейшая жизнь собаки, именно на всем его протяжении в сознании собаки могут сформироваться изменения, мягко говоря, не совсем положительные, а по совести – вообще резко отрицательные, что в дальнейшем может коренным образом повлиять на жизнь собаки в новой семье.

Проблема кроется еще в следующем: чаще всего работники приемников и волонтеры приютов далеко не всегда располагают полными сведениями о прошлой жизни собак. Нередко у собак «приютышей» далеко не безупречная биография (неправильное воспитание, жестокое с ними обращение и неправильное содержание, полное отсутствие воспитание, какие-либо «скрытые» болезни, невидимые с первого взгляда и т.д.). Захотите ли вы, приведя в дом собаку из приемника или приюта, в дальнейшем познакомиться с этими «прелестями» совместной с ней жизни?

Не стану касаться темы частных приютов, приемников, условий содержания в них собак, отношений к ним со стороны волонтеров, служащих, ветврачей и т.д. Боюсь, что в дискуссии об этом мы можем зайти слишком далеко. Единственное, что хочу предложить: давайте зададим себе вопрос: «Что не так в этих структурах, что мешает цивилизованному решению всех вопросов, связанных с проблемой бездомных животных, каким образом можно хотя бы уменьшить их количество?».

Кроме того, данная проблема требует рассмотрения и, по возможности, детального анализа самого процесса дальнейшей социализации собак, взятых из приютов или приемников, как в целом, так и в отношении каждой конкретной собаки.

Очень часто новые хозяева для более успешного прохождения периода «послеприютной» социализации собаки в новой семье принимают решение обратиться для консультации к профессиональному инструктору-кинологу. Смею вас заверить – это очень правильное решение, не нужно откладывать его на потом, не нужно льстить себе и быть слишком уверенным в своих силах!

С помощью инструктора новому хозяину с вновь приобретенной собакой гораздо проще усвоить различные социальные нормы и модели совместного поведения. Инструктор поможет процессу успешной социализации, естественно, в случае неукоснительного соблюдения хозяином его советов и рекомендаций.

Успешно проходящий период «послеприютной» социализации обеспечивает реализацию всех ожиданий человека-хозяина, собака постепенно приобретает статус гармоничной, то есть живущей по законам общества, адекватно реагирует на изменения в окружающей обстановке и чувствует себя при этом уверенно и спокойно. Замечу при этом, что мы рассматриваем самый благоприятный вариант, при котором у собаки все хорошо, хозяин неукоснительно соблюдает все правила, а инструктор постоянно ему в этом помогает.

Неудавшийся период процесса «послеприютной» социализации собаки характеризуется отсутствием включения собаки в новые условия жизни, имеющие для нее в этой ситуации важное значение. В данном случае собака чувствует себя ненужной, отторгнутой прежним хозяином и не понимающим ее новым, не уверена в себе. Иногда, и довольно часто, собака становится без внешне видимой причины агрессивной, я уже не говорю о каком-либо элементарном послушании, а то и вовсе панически трусливой. Все это может привести к очень серьезным плачевным последствиям, возможные варианты которых: побег от нового хозяина, постоянная агрессия на людей и животных, автотранспорт и т.д., обратная сдача в приют или приемник.

Сделаем вывод: «послеприютная» социализация в случае ее правильного осуществления определяет дальнейшее комфортное самочувствие собаки в новой обстановке, ее благополучное вхождение в новые социальные взаимоотношения. От этого процесса напрямую зависит, будет ли собака ощущать себя полноправным членом данной социальной группы (новой семьи-стаи и ее окружения), будут ли ее воспринимать в этой группе полноправным членом, сможет ли она нормально существовать и функционировать в обществе или останется за его пределами, а также за пределами новой семьи-стаи, так как не сможет понять, по каким правилам эти структуры живут и действуют, что от собаки хотят, и каким образом она должна вести.

Следствием этого может стать поведение, которое для человека определяется как девиантное. Я полагаю, что это определение может с успехом использоваться и в отношении поведения собаки. Это очень интересная тема, я обязательно попытаюсь раскрыть ее в дальнейшем, но, извиняюсь, я немного отвлекся. Итак — девиантное поведение – поведение, при котором происходит нарушение определенных социальных норм. В отношении девиантного поведения собаки можно сказать следующее – это поведение, при котором собака совершает действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Такое поведение можно часто наблюдать у собак, взятых из приютов или приемников при крайне нарушенной социализации за время пребывания в приюте или питомнике.

Это связано с тем, что в отличие от настоящих бездомных собак (родившихся и выросших в условиях улицы, без активного вмешательства человека) и обладающих врожденными навыками самостоятельного выживания, собаки, содержавшиеся у хозяев, нуждаются в постоянной заботе человека, который их кормит, защищает и заботится. Для правильного развития такой собаке необходимо постоянно чувствовать, что о ней кто-то заботится, что ее любят, особенно в возрасте до одного года.

Кроме того, в это время собака начинает воспринимать свою социальную роль (компаньон, защитник и т.д.), а значит, и те требования, которые сопутствуют данной социальной роли. В возрасте до одного года происходит формирование собаки по всем составляющим (экстерьер, физическое развитие, способность к воспитанию и обучению, формирование характера и темперамента и т.д.), на которое оказывает огромное влияние ее хозяин и его окружение (семья, другие люди, животные и т.д.).

Все эти процессы в нормальном виде должны осуществляться в семье-стае хозяина, которая и выполняет роль первичной составляющей социализации. Очень важную роль играет эмоциональная атмосфера в семье-стае хозяина, характер взаимоотношений членов семьи, то, как относятся к собаке, чувствует ли она себя в семье любимой или заброшенной. Кроме того, эта атмосфера оказывает влияние и на социализацию собаки, и на то, обучают ли собаку в этой семье манерам правильного поведения.

Успех процесса социализации в возрасте до одного года зависит также от требований, предъявляемых собаке хозяином и членами его семьи в жесткой или мягкой, завышенной или заниженной форме, от того, хвалят собаку ли собаку за правильные поступки или успехи, или только наказывают за проступки и оплошности. Также большое влияние имеет и то, поощряют ли хозяева разумную самостоятельность собаки или подавляют ее, что ведет к различной степени ощущения собакой самой себя, в результате чего собака может вести себя по разному: с опаской, чересчур самостоятельно и независимо, или адекватно.

В возрасте до одного года закладываются основы дальнейшего развития собаки. От этих основ зависит дальнейшее развитие всех качеств собаки, ее уверенности, активности и т.д., которые в зависимости от обстановки могут видоизменяться, но их основы должны оставаться постоянными.

Если над собакой тряслись каждый день, подчеркивая этим ее слабость и беспомощность без вмешательства хозяина, всячески пресекали ее разумную самостоятельность, то в конце концов она будет воспринимать это как должное, постоянно ждать хозяйской опеки и жить соответствующим образом. В возрасте до одного года закладывается тот жизненный сценарий, по которому собака будет действовать в течение всей своей жизни.   (Продолжение следует…)

Дрессировка собак в Минске. Дрессировка собак, социализация, коррекция поведения, воспитание щенков.